суббота, 15 октября 2016 г.

Домашнее задание 10А классу

Способы словообразования, виды, путь и изменение части речи
Способ словооб­разования
Виды
Путь словооб­разования
Изменение части речи
Примеры
1
2
3
4
5
Морфологические способы
Аффик­сация
Приставоч­ный
Приставка присоединя­ется к про­изводящему слову, при этом про­изводящее слово не из­меняется
Производ­ное слово относится к той же ча­сти речи, что и производя­щее
Лететь — при­лететь. Бабушка — пра-бабушка.
Веселый — раз-веселый.
Что — кое-что.
Весело — не­весело.
1
2
3
4
5

Суффиксаль-ный

К основе производящего слова  
присоединяется суффикс  
Чаще слова  относятся к
другой части речи. Основной способ   образования имен   существительных, прилагательных, наречий
Сил-а — сил-
щ-а.
Берез-а —
берез-ов-ый.
Заготови-ть — заготов-к-а. Весел-ый в-есел-о. Внук - внуч-
ок
Приставочно-суффиксаль-ный
Одновременное при-  
соединение
к основе
производного
слова приставки и суф-
фикса
Часто образуются суще-
ствительные,
глаголы с постфиксом -ся, наречия
Ехать — разъ-
ехать-ся.
Закон —
у-закон-и-ть.
Свеча — под-
свеч-ник.
Деловой —
по-делов-ому
Безаф-
фиксный

От производящего слова
отбрасывается оконча-
ние, либо одновременно
отбрасывается окончание
и отсекается суффикс
Чаще образуются слова
другой части речи
Зеленый - зелень.
Синий — синь.
Ходить - ход.
Отлететь —отлет.
Повторить —повтор
Сложение
основ и слов
Сложение
целых слов
Соединение
в одном слове
двух слов.
Результат —
сложные слова


Часть речи
не изменяется
Диван + кровать — диван- кровать
Летчик + испытатель — летчик-испытатель


Сложение основы слов без соеди-
нительной гласной
Сложение
основы слова
с соедини-
тельной глас-
ной
Чаще всего образуются
имена существительные
Спортивная
площадка -
спортплощадка.
Летать к звез­дам — звез­долет
1
2
3
4
5

Сложение основы слова с целым сло­вом

Чаще всего образуются имена суще­ствительные
Снег + па­дать — снего­пад.
Земля + ко­пать — земле­коп


Сложение основы с одновре­менным при­соединением суффикса


Образуются существи­тельные, прилагатель­ные
Железо + бе­тон — железо­бетон. Жилищ­ный + бытовой — жилищно-бытовой






Образуются существи­тельные, прилагатель­ные
Три этажа — трехэтажный. Земля + де­лать — земле­делие
Аббре­виация
Сложе­ние слогов или частей слов

Образуются имена суще­ствительные
Специаль­ный коррес­пондент — спецкор


Сложение названий на­чальных букв




Московский государствен­ный универ­ситет — МГУ


Сложение начальных звуков




Высшее учеб­ное заведе­ние — вуз


Смешанный способ




Главный ко­митет — главк
Неморфологические способы
Слияние слов


Чаще всего образуются имена прила­гательные
Вечно зеле­ный — вечно­зеленый. Трудно + доступный — труднодо­ступный. Перекатить поле — перекати-поле
1
2
3
4
5
Переход
слов
из одной части
речи в другую

Слово приобретает иное
категориальное значение, теряет ряд
грамматических призна-
ков
Изменение части речи производящего слова
Больной человек — больной лежал
на кровати.
Присутствующие
люди — все
присутствующие
встали
Распадение
слова
на омонимы


Слово приобретает новое
Лексическое значение
Часть речи не изменяется
Долг — обязанность.
Долг— задолженность
Словообразовательный разбор слова.
Работа со схемой и образцом словообразовательного раз­бора.
1. Выделите морфемы.
2. Если основа нечленимая, то либо произошел переход из од­ной части речи в другую, либо слово непроизводное.
3. Если основа членимая, то отбрасываем по одному аффик­су и смотрим, есть ли такое слово. Запомните! Для обра­зования новых слов всегда используется минимум слово­образовательных средств: сокруши-тельн-ый от сокрушить, а не от крушить.
4. При определении способа словообразования лучше исполь­зовать прямое толкование слов: горож-анин — житель горо­да, стол-ик — маленький стол.

5. В парах глагол — существительное, прилагательное — суще­ствительное производящим является слово, значение кото­рого совпадает с частеречным значением: призыв от призы­вать (а не наоборот), синь от синий.

п15-16, стр 75 письменно, упр 78, 79, 81, 83 , стр 86-88 письменно 


Комментариев нет:

Отправить комментарий